Главная
/
Блог
/
Мальчики и девочки в IT: гендерные стереотипы и как не навредить ребёнку при выборе

Мальчики и девочки в IT: гендерные стереотипы и как не навредить ребёнку при выборе

Когда речь заходит об обучении детей в сфере информационных технологий, у многих родителей невольно возникают устойчивые образы: мальчик-программист, девочка-дизайнер. Часто это происходит не из-за злого умысла, а по привычке — так сложилось в обществе.

Но правда в том, что в IT нет «мужских» и «женских» направлений, а такие установки могут не только ограничить выбор ребёнка, но и подорвать его веру в себя.

В этой статье — о том, почему IT подходит и мальчикам, и девочкам, как проявляются стереотипы и что может сделать родитель, чтобы помочь, а не навредить.

🎭 Откуда берутся стереотипы?

🎮 «Программирование — для мальчиков»: исторически сложилось, что технические профессии считались «мужскими».

🎨 «Девочкам — творчество, дизайн»: принято считать, что девочки менее склонны к логике, но более к эстетике.

📌 Но если ребёнку что-то нравится, это уже достаточная причина, чтобы пробовать — независимо от пола.

⚠️ Как стереотипы вредят

Ребёнок отказывается от интереса, чтобы “не быть странным”

Девочка не идёт на Python, потому что боится быть единственной.

Мальчик не записывается на курс дизайна, чтобы не услышать “это не для пацанов”.

Родители выбирают курсы “по шаблону”

— «Ты девочка, иди на анимацию»

— «Ты же парень, зачем тебе графика»

Заниженная самооценка

Если ребёнок не видит «таких же, как он», ему может казаться, что он не справится или что «это не его».

✅ Что важно знать

Успешные айтишники бывают любого пола.

Девушки-программисты, инженерки, руководительницы команд разработки сегодня никого не удивляют.

Навыки важнее пола.

Умение решать задачи, мыслить логически, быть внимательным и креативным — это не мужские и не женские черты.

Поддержка родителей — критически важна.

Не бойтесь идти «вразрез» с общественными ожиданиями — это путь к настоящему интересу и успеху.

🧠 Как вести себя родителям?

Слушать, а не навязывать.

Даже если вам кажется, что “девочке больше подойдёт что-то красивое”, — проверьте, чего хочет она сама.

Найти примеры.

Расскажите ребёнку о женщинах-программистах или мужчинах-дизайнерах. Это помогает убрать внутренние блоки.

Создавать безопасную среду.

Где можно ошибаться, быть “не как все” и развиваться без осуждения.

Не делить курсы по полу.

Делить можно по интересу, уровню, темпераменту — но не по биологии.

🏫 Как мы подходим к этому в Академии

В Новосибирской Академии Информационных Технологий:

  • мы видим, как девочки успешно программируют, а мальчики с удовольствием рисуют и анимируют;
  • у нас нет «мужских» и «женских» групп — только интерес и уровень подготовки;
  • преподаватели поддерживают каждого ученика — вне зависимости от стереотипов;
  • мы регулярно обсуждаем с родителями вопросы выбора направления и мягко развеиваем устаревшие установки.

В Академии НАИТ ребёнок может быть собой — и это главное условие для роста.

🎯 Вывод

Гендерные шаблоны в профессии — пережиток прошлого.

Если ваш ребёнок тянется к технологиям — поддержите его, кем бы он ни был.

Информационные технологии — это про мышление, креативность, упорство и любознательность. А не про пол.

В Академии НАИТ мы строим обучение так, чтобы каждому ребёнку было комфортно, интересно и безопасно пробовать новое. Именно в таких условиях рождается настоящая любовь к профессии — вне ярлыков и рамок.